Дорогие друзья!
Дошкольный возраст - самая благоприятная пора для наполнения души ребенка светлыми и радостными чувствами: любовь к семье, уважение к традициям, гордость за своё Отечество.
Не случайно вопрос духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста всегда актуален и важен.
Пробудить душу ребёнка, наполнить её добром, милосердием, любовью, благородством - задача не из легких, не правда ли?..
На помощь приходит парциальная программа "Социокультурные истоки". Именно благодаря реализации данной программы, педагоги "Золотого ключика" смогли найти короткий путь не только к сердцам дошкольников, но и их мам и пап.
В феврале 2023 года МБДОУ № 23 "Золотой ключик" был присвоен статус опорной площадки кафедры дошкольного образования ИРО К по реализации Программы.
Презентация программы "Социокультурные истоки"
Авторы Программы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.
Содержание Программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка. Представленный инструментарий помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Цель: формирование духовно – нравственной основы личности, присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи:
- объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий;
- организовать взаимодействие детей и взрослых на основе совместной деятельности, формирование активной педагогической позиции родителей (законных представителей);
- развивать сеть социального партнёрства всех участников образовательных отношений;
- создать условия для развития познавательной сферы ребёнка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему, социализации ребёнка в окружающем мире;
- формировать социально активную позицию дошкольников, способность получать значимые социокультурные результаты;
- обеспечить преемственность в работе дошкольной организации и начальной школы.
Планируемые результаты освоения Программы:
Педагоги
1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОУ, реализующих Программу, путем участия в семинарах, форумах, мастер-классах, методических объединениях; самообразования.
2. Создание банка методических разработок занятий и мероприятий в рамках реализации Программы.
3. Распространение передового опыта среди педагогической общественности на уровне города, региона, России.
4. Увеличение количества педагогов, участвующих в конкурсах духовно-нравственной направленности.
Воспитанники
1. Созданы условия для развития духовно-нравственной основы личности ребёнка;
2. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Родители (законные представители) воспитанников
1. Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей.
2. Оказание психолого - педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно – нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
3. Обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Методологической базой Программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования позволяет:
- создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
- обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
- интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;
- осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;
- обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.
Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Восприятие художественной литературы
Самообслуживание и элементы бытового труда
Конструирование из различных материалов
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная
Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения:
Работа в паре
Работа в микро-группе
Ресурсный круг
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.